+7 (996) 501-91-91

Признаки и профилактика кариеса

Кариес зубов - это состояние, при котором происходит разрушение зубов из-за бактериальной активности, приводящей к образованию полостей. Полости могут быть разного цвета, который может варьироваться от желтого до черного. Симптомами кариеса зубов являются боль в пораженном зубе и трудности с приемом пищи. Если кариес не лечить, то у пациента могут возникнуть осложнения, такие как воспаление тканей, окружающих зуб, потеря зуба, образование абсцесса и инфекция.

Причиной кариеса зубов является разрушение бактериями эмали, дентина и цемента. Это происходит из-за образования кислоты, образующейся из сахара или остатков пищи, присутствующих на поверхности зуба или застрявших в зубах. Простые сахара, присутствующие в нашей пище, становятся основным источником энергии для этих бактерий. Поэтому употребление продуктов с высоким содержанием простого сахара представляет собой очень большой фактор риска развития кариеса зубов. Если разрушение минералов больше, чем накопление из слюны, то это приводит к кариесу. Также факторами риска возникновения кариеса являются состояния, которые вызывают снижение выработки слюны, такие как: синдром Шегрена, сахарный диабет и прием некоторых лекарства, такие как антидепрессанты и антигистаминные препараты. Кариес также наблюдается у людей, живущих в слаборазвитых странах или в бедности, из-за неправильной чистки полости рта и болезней десен, обнажающих корни зубов.

Профилактика кариеса зубов включает в себя: правильную и регулярную чистку зубов щеткой два раза в день, ежедневное использование зубной нити, диету с низким содержанием сахара и небольшим количеством фтора. Источниками фтора являются соль, вода или зубная паста. Регулярные стоматологические осмотры и скрининг помогают раннему выявлению кариеса зубов.

Признаки и симптомы кариеса зубов

Пациент часто не осознает, что у него развивается кариес зубов. Появление мелово-белого пятна на поверхности зуба является самым ранним признаком развития кариозного поражения. Это указывает на деминерализованный участок эмали, который проявляется в виде белого пятна или “микрополости”. По мере продолжения деминерализации очаг поражения окрашивается в коричневый цвет, который постепенно превращается в полость. Этот процесс обратим до образования полости; однако, как только полость образуется, восстановить утраченную структуру зуба невозможно. Если повреждение на зубе выглядит блестящим и темно-коричневого цвета, то это означает, что кариес когда-то присутствовал, но процесс деминерализации прекратился, и после него осталось только пятно. Если распад активный, то поражение выглядит тусклым на вид и светлее по цвету.

По мере разрушения эмали и дентина полость становится более заметной. Другие пораженные участки зуба также претерпевают изменение цвета и становятся мягкими на ощупь. После того, как кариес прошел через эмаль, обнажаются дентинные канальцы, содержащие проходы к нерву, что вызывает боль. Эта боль может быть преходящей и может временно усиливаться при воздействии холода, тепла или сладких напитков и продуктов питания. Если зуб ослабевает из-за обширного внутреннего распада, то он может внезапно сломаться под давлением нормального процесса жевания. Если кариес прогрессирует настолько, что бактерии разрушают ткань пульпы, присутствующую в центре зуба, то это вызывает боль или зубную боль, которая является более постоянной и сильной, а также приводит к инфекции и отмиранию ткани пульпы. Пораженный зуб становится чувствительным к давлению, но больше не будет чувствителен к холодным или горячим веществам.

Пациент также испытывает неприятный вкус и неприятный запах изо рта из-за кариеса зубов. В тяжелых случаях происходит распространение инфекции на соседние мягкие ткани. Также могут возникнуть опасные для жизни осложнения, такие как стенокардия Людвига и тромбоз кавернозного синуса.

Диагностика кариеса зубов

Большинство кариозных полостей можно обнаружить на начальных стадиях во время обычного стоматологического осмотра. Стоматологический осмотр также может выявить, что поверхность зуба мягкая. Рентгеновские снимки зубов также могут обнаружить некоторые полости, которые еще не видны глазу.

Профилактика кариеса зубов

Гигиена полости рта: Важно соблюдать хорошую и надлежащую гигиену полости рта, чтобы предотвратить кариес. Пациент должен регулярно проходить профессиональную чистку, а также чистить зубы щеткой два раза в день и пользоваться зубной нитью один раз в день перед сном. Ежегодные рентгеновские снимки зубов могут быть сделаны, чтобы помочь обнаружить кариес на ранних стадиях.

Диета

Следует избегать липких продуктов, таких как конфеты, и употреблять их как часть приема пищи, а не в качестве перекуса. Следует сократить количество перекусов, так как они создают постоянный приток кислоты во рту. Следует избегать частого сосания мятных леденцов и конфет, а также постоянного употребления сладких напитков.

Фтор

Рекомендуется использовать фтор для предотвращения кариеса зубов. Согласно исследованиям, люди, которые употребляют добавки с фтором или пьют воду с содержанием фтора, имеют меньший риск развития кариеса зубов. Если фтор попадает в организм во время развития зубов, то фтор проникает в эмаль и обеспечивает защиту от кислоты. Местный фторид в виде жидкости для полоскания рта или зубной пасты также может быть использован для защиты поверхности зубов.

Зубные герметики

Зубные герметики, представляющие собой тонкие пластичные покрытия, могут наноситься на коренные зубы на их жевательной поверхности для предотвращения образования кариеса. Это покрытие из герметика помогает предотвратить накопление зубного налета в глубоких бороздках коренных зубов. У детей герметики часто используются после прорезывания коренных зубов. Пожилые люди также могут воспользоваться зубными герметиками.